Toyota Prius: Гость из будущего. Тест-драйв.

Журнал "Иномарка", декабрь 2010г. Автор: Михаил Бахарев, Константин Берсенев. Фото: Антон Шишин, Иван Кошуринов. http://www.inomarka.nnov.ru/
 
«Экологическую» версию в пух и прах разбивают чадящие отечественные грузовики – в сравнении с ними Prius выглядит крохотной ложкой меда в огромной бочке дегтя реальности. Второе стремление отметается расчетом – столь сложный технически автомобиль дороже своих «одноклассников» в покупке и в обслуживании, и даже заявленный производителем мизерный расход бензина в 3,9 литра на «сотню» рискует не вернуть затраченных денег. И все же, несмотря на упрямые доводы, уже второе поколение Toyota Prius начинает осваивать российские дороги. Пусть «Приусов» пока еще немного, но не заметить их среди других, куда как менее экологичных автомобилей, просто невозможно.
 

 
Справка
Цена базовых версий: 1 103 000 – 1 347 500 руб.
Покупателю Prius не придется долго гадать, какую комплектацию выбрать. Их две, и различие между ними велико – как в деньгах (без малого 245 тысяч рублей), так и в наборе опций.
«Приус» в комплектации «Элеганс» оснащен неплохо, но не более того: литые колесные диски, электростеклоподъемники и электрозеркала, климат-контроль, запуск двигателя с кнопки, mp3-магнитола с 6 динамиками, 7 подушек безопасности, электрорегулировка поясничного подпора сидений, система стабилизации и даже проекционный дисплей. Но руль при этом – полиуретановый, хоть и с «мультифункциями», а сиденья – тканевые.
Комплектация «Престиж» уже может похвастаться светодиодными фарами, датчиками дождя и света, самозатемняющимся салонным зеркалом заднего вида, отделанным кожей рулем. Сиденья (передние – с подогревом) отделаны кожей. Русифицированая навигация, помимо всего прочего, подразумевает наличие жесткого диска, 8 динамиков и Bluetooth. Литые диски у более дорогой версии все того же 15-го посадочного диаметра, что и у дешевой.
Доплата за цвет «металлик» 14 тысяч рублей, за «перламутр» – 21 тысяча.
Гарантия на автомобиль – 3 года или 100 000 км пробега.

 
Константин Берсенев
 
НЕМНОГО ЛЕГЕНДЫ
– Ну что, сынок, вот и наступило то время, когда тебе нужно собственное средство передвижения. Пойдем, у меня есть для тебя кое-что.
– Папа! Неужели это Toyota Prius, прадедушка всех наших электрокаров?
– Да, сын, это легенда!
– Пап, а правда, что у него помимо обычного двигателя есть еще какой-то мотор, работающий на бензине, создающий странный шум и немного дымящий?
– Да, но не переживай, я знаю, где еще можно достать несколько литров бензина, благо для Prius их хватит надолго. Хватай скорее куртку – поехали.
Я познакомлю тебя с ним поближе. Prius родом из того времени, когда автомобилю еще были нужны масло и антифриз, свечи и фильтры, катушки зажигания и много другого, что обеспечивало работу удивительного изобретения человечества – двигателя внутреннего сгорания. Ведь в основе способности к передвижению нашего Prius все еще лежит этот двигатель. Хотя и без его вмешательства машина может гордо передвигаться исключительно на электротяге, совсем как привычные нам сейчас электрокары. Правда, для этого следует активировать специальный режим EV и нажимать на педаль ускорения очень плавно. Но даже при соблюдении этих условий Prius уедет максимум на пару километров и не быстрее 50 км/ч – да-да, не удивляйся, в те далекие времена, в самом начале XXI века, человек еще мог сам выбирать скорость движения.
 

Управление блоками навигации, аудиосистемы и «климата» выполнено привычно. К тому, чтобы управлять гибридной силовой установкой Prius, придется привыкнуть, но оно того стоит: чем правильнее выбран режим работы Hybrid Synergy Drive, тем больший эффект она дает.

 
Кстати, нельзя не упомянуть про историческую роль Prius в этом аспекте. Видишь ли, чтобы реализовывать его преимущество как гибридного автомобиля, стоит следить за увлекательной анимированной схемой по центру передней панели, которая в режиме реального времени показывает работу гибридной силовой установки. Какого характера тяга используется в данный момент, идет подзаряд никель– металлогидридных аккумуляторов или, наоборот, их энергия расходуется, – это интереснее игровой приставки. Так вот, если ехать как Бог на душу положит, смысл этого автомобиля теряется и расход жидкого топлива возрастет почти до обычного для тех далеких от нас машин уровня. Ускорение-то он обеспечивает неплохое, как-никак 136 л.с. или, по нашему, ровно 100 кВт суммарной мощности. Но звуковое сопровождение максимально быстрого разгона (для него свой режим – Power mode) будет для нас с тобой непривычным и не располагающим к подобным экспериментам. Аккуратному и «упредительному» вождению способствуют и органы управления. Ведь уникальная трансмиссия Hybrid Synergy Drive посредством планетарных механизмов с неподдельной легкостью и изяществом соединяет потоки мощности от разных агрегатов, так что моменты автоматического подключения бензинового агрегата не ощущаются обитателями салона вовсе. Отчасти потому, что двигателю практически не приходится работать на холостом ходу – самой слабой дисциплине для цикла Аткинсона, по которому работает бензиновый агрегат. При таком принципе работы экономится топливо, практически исключается риск детонационного сгорания смеси, а пик отдачи смещается в сторону высоких оборотов. Сложновато? Еще бы, поэтому «Приус» немного странно реагирует на педаль, с позволения сказать, акселератора. Она получилась длинноходной, с переменной производительностью, в зависимости от используемого алгоритма работы двигателей.
 
 

Передние сиденья отличаются видимым рельефом, но боковая поддержка помогает слабо, валики расположены слишком широко. Проблемы в этом нет: Prius не располагает к резкой езде.

Пара перчаточных ящиков, ниша под центральной консолью, дополнительные ящички рядом с водителем – для удобного размещения мелочевки салон Prius подходит превосходно.

 
 
С тормозом ситуация ничуть не проще. Ведь одним из источников пополнения батарей является преобразование энергии торможения в электрическую энергию, читай рекуперация. Посему команду на торможение Prius, с одной стороны, не особо торопится принимать к исполнению, пытаясь самостоятельно преобразовать ее во благо, а уж приняв, выполняет тщательно, зачастую даже с излишним усердием. Ты думаешь, что уж с рулевым-то управлением тут все так же, как и у остальных автомобилей тех лет? Не совсем. Да, естественно, усиление происходит благодаря помощи электричества, но подобное решение, позволяющее не отнимать постоянно часть производительности основного силового агрегата, широко применялось в начале нашего столетия. Но этот нетипично чуть овальной формы руль уже тогда мог вращаться и управлять автомобилем полностью самостоятельно. Только при параллельной или перпендикулярной парковке, но все же. Именно он, руль, даст тебе хоть какое-то представление, какими были автомобили в то время. У него есть налет «синтетики», но обратная связь присутствует весьма натурально, а реакции даже острее, чем ожидаешь в своих самых смелых предположениях. Коробки передач, еще одного обязательного атрибута автомобиля тех лет, тут уже нет, но селектор выбора направления движения имеет интересную особенность – помимо реверса, нейтрали и «драйва», есть несвойственное более никому положение «B». Оно от слова break, для торможения двигателем с одновременным накоплением электрической энергии, а парковочный режим организован отдельной кнопкой. Кузов у Prius немного необычен даже для наших дней, именно так представлялся японским инженерам аэродинамический оптимум. Показатель действительно неплох: коэффициент Cx – всего 0,25, почти рекорд для подобной техники.
 

Обе эмблемы Toyota – спереди и сзади – словно подсвечены синим ореолом. Но это всего лишь краска.

 
— Папа, все, что ты рассказываешь, очень сложно, но интересно. Однако у меня создается впечатление, что Toyota Prius все-таки намного ближе к тем «бензиновым» автомобилям прошлого, чем к нашим современным электрокарам.
— Может быть, может быть... Но поверь мне, тогда, в далеком 2010 году, это был действительно фантастический автомобиль!
 
 
Михаил Бахарев
 
ПО ГОРОДУ — НА «БАТАРЕЙКАХ»
Мой коллега избрал необычный для нашего журнала формат повествования о новом автомобиле. Для этого есть основания – машина-то действительно уникальная! Но языком легенд из далекого будущего не передать всех технических подробностей, поэтому свой рассказ я поведу как обычно – сухой прозой.
То, что Prius – автомобиль совершенно «инопланетный», заметно даже по его внешнему виду. Передняя часть хоть как-то напоминает «обычный» автомобиль, а вот заднюю сравнить не с чем – разве что с ним самим же в прошлом поколении. Большое заднее и переднее остекление обеспечивает хорошую видимость и одновременно делает салон «прозрачным». Заднее стекло, к тому же, очень сложное и формирует сразу три детали: смотровое стекло, небольшое антикрылышко и узкое торцевое вертикально расположенное стекло. «Хрусталь» крупных блок-фар и задних фонарей содержит внутри свет разных типов: светодиоды ближнего света, «галоген» дальнего, сзади обычные лампы «поворотников» и лампы заднего хода сочетаются с россыпью диодных «габаритов». На освещении явно не экономили – автомобиль-то гибридный, и запасов электричества на борту много. Когда все это богатство включается, выглядит совершенно феерически даже днем. Кузов, выкрашенный в белый перламутр, покрыт искорками, а фирменная эмблема Toyota по овалу залита синим фоном – кажется, что она светится сама по себе.

Волей-неволей в Prius вынуждены пристегиваться даже задние пассажиры – иначе они скользят по дивану в мало-мальски крутых поворотах. Трое взрослых мужчин помещаются сзади с приемлемым комфортом.

Навигация, что ставится на Prius, уже знакома нам по другим «Тойотам». Сенсорный экран, неплохая графика и приемлемая картография – все крупные дороги автомобилю известны. Заодно отметим и красный пунктир «хлебных крошек» – так Pruis по умолчанию показывает дорогу, которой мы прибыли.

 
Посадка на водительском месте низкая и удобная, жаль только, что кожа кресел оказалась довольно скользкой и не слишком хорошо фиксирует тело. Но выскользнуть из кресел все равно не получится – они глубокие. Передняя панель ниспадающей формы, из-за чего спереди очень просторно. Центральная консоль, по аналогии с автомобилями Volvo или другой «Тойотой», Auris, «парящая», и под ней образуется большое пространство с полочкой. Все материалы пусть и жесткие, но очень добротные как на взгляд, так и на ощупь. Общее число рассыпанных по передней панели, консоли и рулю кнопок сравнимо с их количеством на компьютерной клавиатуре, и сразу освоить их, конечно, не получится. Самые важные из них – отвечающие за управление совершенно уникальными функциями гибридной трансмиссии, например, кнопка, принудительно переводящая автомобиль целиком на электрическую тягу. Или кнопка, перемещающая вверх-вниз проекцию скорости на лобовое стекло – такой возможности регулировки я не видел ни на одном автомобиле. Уникален по своему виду и форме и джойстик управления движением, привычным словом – рычаг – назвать его язык не поворачивается. Это, скорее, электрический переключатель, оперировать которым совершенно свободно можно не всей кистью, а лишь несколькими пальцами. Руль также необычен: он овальный. На ступицу вынесено множество функций управления, но самой «приятной» кнопкой мне показался центральный на правой спице «пупырышек» включения рециркуляции воздуха в салоне. Идеальное средство защиты от неэкологичных соседей по автомобильному потоку оказывается всегда под рукой, и к консоли тянуться не надо. 

После нажатия на кнопку Start-stop передняя панель оживает. Графика дисплеев по центру передней панели и на консоли впечатляет. Чего здесь только нет: отображаются все задействованные функции и текущие параметры автомобиля, причем некоторые из них, например, сегменты цветных круговых диаграмм, отображаются в режиме 3D. Среди них есть как общепринятые для «обычных» автомобилей данные, так и уникальные, например, указатель запаса энергии в аккумуляторах. При этом у Prius отсутствует тахометр в привычном понимании этого прибора, а спидометр только цифровой. Зато есть крупное схематичное изображение автомобиля, очень достоверно отображающее его внешний вид с вписанными блоками основных агрегатов: бензинового силового агрегата, электромотора и батареи аккумуляторов.

Приборная доска Prius имеет весьма сюрреалистичный вид и напоминает скорее дисплей бытовой техники. Тахометра нет вовсе, спидометру отведено лишь три знака, а основное место занимает мультимедийная отрисовка работы автомобиля. Можно посмотреть «мультик» с перетекающими потоками энергии, можно взглянуть на график расхода топлива за последнее время, а можно следить за моментальным расходом топлива. У последнего два крайних положения – это режим заряда аккумуляторов и режим их разрядки.

 
Хочу поехать, и рука снова тянется к кнопке «старт-стоп» – после первого нажатия на нее двигатель еще не завелся. Оказывается, этого делать как раз не надо – Prius стартует только на электротяге. Начинаю движение, и диаграмма с изображением автомобиля сразу ожила: колеса на ней закрутились (в режиме заднего хода они, как и в реальности, крутятся в обратную сторону), побежали потоки энергии от аккумулятора к электродвигателю – очень интересно и довольно красиво выполнено. Сильнее вжимаю тугую и длинноходную педаль газа, которую правильнее было бы назвать реостатом, и вот бензиновый агрегат совершенно незаметно для сидящих в салоне самостоятельно завелся. Теперь он, судя по «схеме», крутит передние ведущие колеса и одновременно наполняет энергией аккумуляторы. «Картинка» завораживает, сидя за рулем, хочется смотреть на нее, а не на дорогу. Впереди загорается красный свет светофора, и я начинаю тормозить. Сразу становится слышен низкий гул электромотора, который теперь работает в режиме генератора, забирая энергию торможения от колес и отдавая ее аккумуляторам. По сути, Prius по команде водителя останавливается почти сам без привычного механического торможения, извлекая при этом полезную энергию. Думаю, что если ездить размеренно и не тормозить экстренно, то тормозным колодкам и дискам сносу не будет!
 
 
 
Бензиновый агрегат самостоятельно заглох и вновь заведется лишь при резком нажатии на педаль акселератора-реостата или при достижении автомобилем скорости около 45 км/ч. Проверяли – все именно так и происходит. Но самое приятное на таком автомобиле – это… ехать в пробках. Едешь, по крайней мере, первые пару километров, на которые хватает емкости аккумуляторов, лишь на электротяге, совершенно бесшумно и не тратя ни одной капли бензина! Именно в городских режимах движения становятся очевидными преимущества гибридной силовой установки. Там, где у всех остальных автомобилей расход топлива достигает максимума, Prius очень экономичен. На загородных трассах, когда на высокой скорости постоянно работает бензиновый силовой агрегат, преимущества гибрида не столь очевидны. К тому же даже на небольших скоростях Prius «тихоней» уже не назовешь – электромотор низко гудит, как и положено мощному электроагрегату. Масса аккумуляторов, расположенных под задним сиденьем, составляет 45 килограммов, и этот «баласт» всегда приходится возить с собой. На одной электротяге динамика у Prius скромная, а вот в тандеме с 99-сильным бензиновым агрегатом объемом 1,8 литра – вполне достойная, даже при полной загрузке, как и случилось у нас на тесте.

У багажника широкий проем и удобная ниша под фальшполом. Объем в 445 литров – на уровне седанов D-класса.

 
Есть автомобили, при выпуске которых производитель постарался сэкономить абсолютно на всем: на качестве используемых материалов, на упрощенных технических решениях некоторых узлов, на комплектации, в которой даже сейчас иногда отсутствуют система ABS или подушки безопасности. К Prius все это никак не относится. Наоборот, комплектация «Престиж» нашей тестовой машины богатейшая, чем, в том числе, и определяется высокая начальная цена. Но при этом производитель сделал все, чтобы в дальнейшем покупатель мог экономить. Этой философии подчинено все: в первую очередь, гибридная схема установки, дающая большие преимущества в части экономичности, во-вторых, мотор, работающий по нетрадиционному для двигателей внутреннего сгорания сверхэкономичному циклу Аткинсона, в-третьих, рекуперация энергии торможения, наполняющая зарядом аккумуляторы. Для любителей светофорных гонок Prius, конечно, не подойдет, он не столь быстр. А для тех, кто этим стилем вождениея уже «переболел», Prius подойдет вполне, конечно, если они изначально готовы к столь недешевой покупке. Ну, а дальше, кроме гордости за свою причастность к «зеленому движению», их девизом должен стать еще и известный слоган: «Экономишь – значит зарабатываешь».

С другими «Тойотами» Prius роднит форма головной оптики – немного похоже на Avensis. Другие аналогии провести сложно, Prius в большой степени «вещь в себе».

 

Технические характеристики (данные завода–изготовителя)

Двигатель

Силовая установка Hybrid Synergy Drive

рабочий объем, куб. см

1798

максимальная мощность, л. с.

136

максимальный крутящий момент, Нм (об/мин)

142 (4000)

Коробка передач

автоматическая бесступенчатая

Размеры, мм.: длина

4460

ширина

1745

высота

1490

колесная база

2700

Подвеска: передняя

независимая, пружинная, McPherson

задняя

полузависимая, пружинная

Тормоза: передние

дисковые, вентилируемые

задние

Дисковые

Масса снаряженная/полная, кг

1445– 1495

Максимальная скорость, км/ч

180

Время разгона до 100 км/ч, с

10,4

Расход топлива, л/100 км: городской цикл

3,9

загородный цикл

3,7

смешанный цикл

3,9

Объем топливного бака, л

45


Редакция благодарит автосалон «Тойота Центр Нижний Новгород» за предоставленный автомобиль.
 

 

Вернуться к списку тест-драйвов.

Яндекс.Метрика