Toyota RAV4: Четвертый дан. Тест-драйв.

И вот, спустя семь лет, RAV4-сан сделал еще один шаг на своем долгом пути. Скинув прежнее кимоно, он прибавил в размерах и приосанился. Но себе не изменил даже в четвертом поколении. Пусть другие карабкаются на вершину изо всех сил – может, и не скатятся, но что-то обязательно утратят. Постепенно поднимаясь по ступеням совершенства, всего и сразу не приобретешь, но и не растеряешь того, что успел достичь. Прилежание суть последовательность, которая не терпит суеты. Реально ли встроить в эту теорию вечно стремящийся к идеалу автомобиль? Приглядитесь к обновленному кроссоверу японцев. Вы ждали ярких эффектов, маленькой революции? Значит, вы плохо знаете Toyota. Или, наоборот, слишком хорошо, чтобы испытывать разочарование. Потому что за рулем все выглядит иначе. Экзамен на четвертый дан RAV4 сдает с первого раза. Кто бы сомневался!

 

Справка
 
 
 
 
 
 
Цена базовых версий – 998 000-1 543 000 рублей.
Свою новинку Toyota предлагает в восьми комплектациях, отличающихся объемом двигателя, потребляемым топливом, трансмиссией и рядом опций, улучшающих потребительские качества машины. Общими для первых шести является 2-литровый бензиновый мотор и возможность выбора между 6-ступенчататой «механикой», вариатором и типом привода.
В переднеприводной версии «Стандарт Плюс» (1 055 000 рублей), полноприводных «Комфорт Плюс» (1 248 000 рублей), «Элеганс» (1 355 000 рублей), «Престиж» (1 438 000 рублей) доступен только вариатор. Комплектация «Комфорт» (1 180 000 рублей), напротив, предлагается только с МКП. В начальном же исполнении «Стандарт» автомобиль лишен этих ограничений. С «механикой» его покупка обойдется в 998 000,и это будет передний привод, вариатор же идет в комплекте с подключаемым полным приводом, соответственно и цена вырастает до 1 135 000рублей. За эти деньги обладатель RAV4 получает передние противотуманные фары, светодиодные дневные ходовые огни, систему головного освещения Follow me home с автоматическим отключением, шины 225/65/R17, легкосплавные колесные диски, полноразмерное запасное колесо, электроусилитель руля. В стандарте – передние и задние электростеклоподъемники, двухуровневый подогрев передних сидений, сетка для крепления багажа и шторка багажного отделения, сдвижной подлокотник спереди, складываемый в пропорции 60:40 задний ряд сидений, USB-порт, аудиовыход AUX, Bluetooth, а также полный набор электронных систем безопасности, включающий усилитель экстренного торможения (BAS), cистемы помощи при спуске (DAC) и подъеме по склону (HAC) и комплект подушек и шторок (в том числе – подушка для защиты коленей водителя).
Надо признать, что уже в стартовой комплектации RAV4 «упакован» довольно прилично. Конечно, неплохо бы иметь электропривод багажной двери с регулировкой по высоте и функцией памяти, но эту опцию машина получает начиная с версии «Элеганс» (полный привод ). Здесь уже появляются складываемые боковые зеркала с обогревом и электроприводом, обивка сидений кожей, интеллектуальная система доступа в автомобиль и запуск двигателя с кнопки, электропривод водительского сиденья с регулировкой положения в восьми направлениях, поясничный валик с электроприводом. Кроме того, «Элеганс», как и комплектация «Престиж» будет доступна с 2,2-литровым дизельным мотором, работающим в паре с 6-ступенчатой АКПП. Цена соответственно поднимется до 1 460 000 и 1 533 000 рублей.
«Элеганс плюс» (1 470 000 рублей) и топовая версия «Престиж плюс» (1 543 000 рублей) предлагаются только с 2,5-литровым бензиновым двигателем и 6-ступенчатым «автоматом». В плане насыщения различными опциями машины идентичны, за исключением нескольких весомых различий. Начиная с «Престижа», две высшие комплектации получают ряд полезных, а для многих уже и привычных систем – мониторинга «слепых» зон, оповещения о смене полосы движения, автоматического переключения дальнего света на ближний. Наконец, только на них («Престиж», «Престиж плюс») становится доступной навигационная система на русском языке. Все это – в «базе». Доплатить придется только за цвет кузова «металлик» (13 тысяч) либо «перламутр» (19,5 тысячи рублей).
Гарантия 3 года или 100 000 км пробега.

Архитектура передней панели у новой Toyota RAV4 совершенно революционная. В оформлении использованы сразу три разнофактурных материала: пластик, вставки под металл оттенка титана и кожа. Центральная консоль как таковая отсутствует

Александр Шеронов
Без церемоний
 
 

С погодой нам явно повезло. Тест выпал на единственный день, когда не было снега и ярко светило солнце. Иначе пришлось бы оценивать сугроб на колесах. А впрочем, и беглого взгляда хватило бы на то, чтобы разглядеть новый корпоративный «прикид», который уже примерили Verso и Auris. И как сидят все эти грани и округлости на RAV4? Ну, в общем, сидят… Машина заметно посвежела, но в то же время потеряла толику своей консервативной самобытности. Хотя, возможно, это лишь маленький шаг на пути к более ощутимым переменам. Все-таки не надо забывать, что перед нами – дитя эволюции. Другого пути Toyota не приемлет. В какой-то степени это даже здорово, потому как избавляет от разного рода сомнений: усаживаясь в RAV4, я точно знал, что получу надежность, предсказуемость, внятный руль и «правильную» подвеску. На самом деле получил больше.

Кто бы чтобы ни говорил, но главный прибор в машине – спидометр. Он должен быть хорошо читаемым, и лучше, чтобы он стоял по центру. У RAV4 все именно так

Но не сразу. Плюхнувшись на сиденье переднего пассажира, обнаруживаю, что даже в высшей комплектации оно не регулируется по высоте, а стеклоподъемник работает в автоматическом режиме только с водительской стороны. Зато простора – хоть отбавляй! И не удивительно, ведь новый RAV4 построен на основе удлиненной версии предшествующего поколения японского бестселлера. Плюс 100 мм в базе – хорошая прибавка. Отсюда и внушительные внутренние габариты: длина, ширина и высота салона составляют соответственно 1935, 1505 и 1220 мм. Сидеть удобно и спереди, и сзади. Даже если в порыве эгоизма максимально откатить назад передние сиденья, «галерка» от этого не пострадает. Кстати, спинки во втором ряду могут настраиваться по углу наклона, правда, одновременно исчезли продольные регулировки, ну так они теперь и ни к чему. Здесь можно раскинуть свои конечности в любой «конфигурации», сползти на «пятой точке» вперед и при этом не ощутить дискомфорта. Вот такие чудеса в ограниченном «капсулой» салона пространстве.

За рулем и под передней панелью скрыто еще очень много органов управления различными системами и сервисными функциями

Прибавил в объеме и багажник. 506 литров выглядят вполне убедительно – можно загрузить кучу разной среднегабаритной поклажи и полный комплект аксессуаров для пикника (стол, стулья, палатки, коврики, мангалы, войдет и складной велосипед), однако он уступает европейской версии RAV4 целый 41 литр. Думаю, вы догадались, почему. В самом деле, в «подполье» кроссовера размещена полноразмерная «запаска», за что японцам огромный респект! Из-за этого погрузочная высота немного выше, но нас такой мелочью не возьмешь. Тем более что сложив задние сиденья, получим абсолютно ровную поверхность с таким количеством литров полезного объема (точных данных нет, но поверьте на слово – места очень много), что надо еще придумать, какой «ассортимент» туда загрузить. И задняя дверь, с которой исчезло колесо, теперь не такая тяжелая, и открывается она не в сторону, а вверх. И для пущего облегчения трудов праведных в комплектациях «Престиж» и «Престиж Люкс» она снабжена электроприводом. Грузись без церемоний!

Вообще, в каждой из восьми комплектаций что-нибудь полезное да отыщешь. Даже начальные версии «Стандарт» и «Стандарт Плюс» имеют много «нестандартных» (для машин некоторых других марок) опций. А в следующем за ними «Комфорте» уже появляются куча разных датчиков, камера заднего вида, двухзонный климат-контроль и «круизер». Вообще, вариаций столько, что в них можно запутаться. Всего «набегает» одиннадцать версий исполнения, самая недорогая из которых – с 2-литровым 146-сильным двигателем, 6-ступенчатой МКПП и передним приводом – стоит 998 тысяч. Добавь 137 тысяч рублей и получи подключаемый полный привод, а дальше смотри – нужны ли тебе навигация и прочие «навороты». Вообще, более или менее подробно все это изложено в нашей традиционной «Справке», но хочется сразу предупредить: выбор между версиями RAV4 – это работа.

Многофункциональный сенсорный монитор и все органы управления вокруг него доступны и абсолютно понятны

Чем выше запросы, тем она приятней. Можно смело брать одну из топовых версий и не мучить себя и близких долгими раздумьями. В ней есть все, что душе угодно. На водительском месте ты чувствуешь себя капитаном. Обзорность практически панорамная, но для этого надо поднять себя электроприводом на должную высоту. Мне ее хватает настолько, что поначалу опущенный вниз руль приходится вернуть в исходное положение. С легкостью перевожу электроприводом в нужную плоскость наружные зеркала, умеющие складываться на парковках. В принципе, ничего сверхъестественного, но все эти манипуляции наконец-то отвлекли меня от выпирающего «подоконника» торпедо, с которым, если честно, дизайнеры «Тойоты» малость перегнули. Эта «малость» мешает рослому человеку разглядеть под козырьком кнопки подогрева сидений и выбора режима движения. Но если летом «грелка» не нужна, то функция «Sport» может потребоваться независимо от времени года. Придется к ней тянуться, ведь представители компании утверждают, что при ее нажатии задействуются многочисленные системы, меняющие характер руления, разгонную динамику, работу системы полного привода.

Например, в виражах угол поворота рулевого колеса становится на 5-7 градусов меньше. Отсюда – более острая управляемость, живость мотора и лояльность коробки, которая не стремится перескакивать на верхнюю ступень, позволяя «крутить» обороты. При повороте руля на 10 градусов и больше на задние колеса по умолчанию передается часть крутящего момента. Это – чтобы поддержать активную езду и одновременно для твоей же безопасности. В обычном режиме задняя ось подключается в зависимости от ситуации, когда на сложном для управления автомобилем покрытии электроника решает подстраховать водителя, не позволяя машине самовольно соскочить с выбранной траектории. Если потребуется, система динамического управления способна и «придушить» мотор, и, меняя реактивное усилие на руле, подсказать, в какую сторону его крутить.

Впрочем, поклонники спокойной, размеренной, а главное – бережливой езды в накладе также не остались. Они могут ввести режим экономии, нажав на кнопку Eco mode. Еще им придется по душе дизельный агрегат (ну, наконец-то!), который расходует в смешанном цикле всего 6,5 литра солярки.

С клиренсом в 197 мм, Toyota RAV4 не страшны проселки и, особенно, наши заваленные снегом дворы с глубокими колеями. Эту кошмарную реальность он преодолеет без особого труда. Но есть нюанс: на версии с 2,5-литровым двигателем ниже картера свисает труба выхлопа, съедая минимум 4 сантиметра дорожного просвета. Так что будьте бдительны.

Очень порадовала внятная, четкая панель приборов с расположенным в центре большим циферблатом спидометра. Еще понравилась шумоизоляция. Над ней японские инженеры поколдовали основательно. В новом RAV4 тихо, реально тихо, и, даже надавив как следует на акселератор, ты слышишь как будто отдаленный гул мотора, который совершенно не раздражает.

Стартую достаточно интенсивно, уже зная, что 2,5-литровый 180-сильный мотор с радостью отзовется на предложение порезвиться. И он подхватывает этот порыв благодаря отменной тяге, которая начинается с «низов», ведь большая часть крутящего момента становится доступной уже начиная примерно с 2500 об/мин. И «автомат» радует, он скор на переключения. Отменный дуэт – больше нечего сказать. Паспортный разгон до сотни – 9,4 секунды. Верю! RAV4 смело идет на затяжной обгон, и по всему чувствуется, что запаса прыти в нем еще достаточно.

Передние сиденья с хорошей боковой поддержкой имеют полный набор электрорегулировок.

За управляемость ставлю высший балл. Знаю, что многие автомобилисты не приемлют электроусилители, им «гидру» подавай. Но, может быть, достаточно уже жить стереотипами. Попробуйте сесть за руль этого «японца» и вы увидите, насколько он информативен. Инженерам Toyota удалось добиться от него «естественности» в отклике на ваши действия.

С неровностями, вскрывшимся асфальтом наших «дорог» подвеска не церемонится. На новом RAV4 можно проскакивать их с ветерком, что мало отразится на комфорте в салоне. В этом смысле новинка, конечно же, превосходит прежнюю модель. Есть крены, но они невелики и не раздражают. Возможно, подвеска стала мягче, или все потому, что разные ее элементы по-разному настроены… Не в этом суть. Главное, что, управляя RAV4, ты уверен в нем как в самом себе. А если в себе не уверен – он поможет обрести это чувство.

Задние сиденья тоже неплохи, на них не менее просторно, чем на передних

Михаил Бахарев
4х4
 

Говоря о Toyota RAV4, как не вспомнить, что в далеком 1994 году это был первый в мире кроссовер (хотя тогда их так еще не называли), открывший столь популярный ныне класс автомобилей. И если бы не заковыристое название RAV4 (аббревиатура полного Recreation Active Vehicle – автомобиль для активного отдыха с приводом на 4 колеса), кто знает, может быть, подобно «гольф-классу», мы имели бы сейчас какой-нибудь основанный Toyota «кросс-класс» автомобилей. Но этого не случилось, «отцовство» оказалось размытым среди очень большого числа кроссоверов разных марок, конкуренция между которыми обостряется с каждым годом. В этой ситуации стоять на месте – смерти подобно, конкуренты дышат друг другу в затылок и выпуск новых моделей или обновление уже имеющихся происходит непрерывно. И вот перед нами стоит уже четвертое поколение знаменитого кроссовера Toyota RAV4. Получается, что кругом одни «четверки», что-то похожее на «4х4». Символично, правда?

Оказалось, что четвертое поколение чтит традиции «предков»: нынешний RAV4 внешне революционным не назовешь, дизайн кроссовера изменился ровно настолько, чтобы автомобиль по сравнению с прошлой моделью выглядел свежее и современнее, оставаясь в традиционном новом «тойотовском» стиле, разработанном японским дизайнером с говорящим именем Акио Тойода. Подобно новым моделям Verso и Auris, нынешний RAV4, по сути, при прежней архитектуре кузова обзавелся многочисленными гранями и подштамповками, линии кузова заострились, фары, снабженные полосками ходовых огней, и фальшрадиаторная решетка сузились и стали раскосыми. Подоконная линия поднялась в задней части, а весь силуэт стал более динамичным, и даже традиционная для RAV4 «запаска» на багажной двери, чтобы не загромождать силуэт, ушла в подполье багажника. Но вот с этим как раз получилось все неоднозначно: с уходом запасного колеса дверь в своей нижней части стала выглядеть несколько «лысовато», здесь для поддержания общего стиля кузова тоже напрашивается какой-нибудь усиленный рельеф, которого нет. Спасают положение в задней части крупная красивая оптика и лихой козырек спойлера над стеклом.

Салон не столько порадовал, сколько поразил своими новациями. Здесь-то как раз традициями «предков» пренебрегли полностью и, похоже, «мосты сожжены», возврата к прежней архитектуре уже не будет. Новая передняя панель RAV4 и центральная консоль (вернее, ее почти полное отсутствие) стали антиподом прежней модели с ее объемным оформлением рабочего места водителя. Вместо массивного центрального блока консоли и его продолжения вниз к «1-му этажу» салона, теперь видим лишь цветной монитор наверху, окаймленный некрупными кнопками и ручками и опирающийся на обшитый кожей, похожий на подоконник элемент передней панели. Привычной центральной консоли как таковой нет вообще, а под «подоконником» спряталась еще одна группа кнопок, увидеть которые высокому водителю будет возможно, только чуть наклонившись. Смело, ничего подобного раньше у Toyota не было. В оформлении использованы сразу три разнофактурных материала: пластик, вставки под металл темного оттенка титана и кожа. Хотя выглядит все это довольно презентабельно, и если с первого взгляда в вашей голове не возник протест против такой новой архитектуры рабочего места водителя, то на поверку все оказывается довольно удобно в использовании, а выбрать нужную кнопку из нижнего, «спрятанного» от глаз ряда со временем можно будет даже на ощупь. Несмотря на авангардное решение, эргономика, традиционно для Toyota, в основном осталась все же на высоте. Приборная же панель и многофункциональный руль оформлены традиционно, в этой части японцы решили не эпатировать покупателя. Приборы хорошо читаемы, да и набор кнопок и клавиш на левой и правой спицах руля понятен с первого взгляда. Хороши и передние кресла с электрорегулировками, а водительское – еще и с изменяемым поясничным подпором.

Рычаг и селектор 6-диапазонной АКПП расположился на отдельной площадке, отделанной «под карбон»

На задних сиденьях непривычно просторно, новая генерация кроссовера строится на удлиненной платформе RAV4 предыдущего поколения с тем же размером колесной базы в 2660 мм. Именно этот размер в основном и определяет размер салона. Сесть «самому за собой» даже высокому водителю можно будет пусть и не нога на ногу, но абсолютно не касаясь передних сидений ни коленками, ни ступнями. Кстати, если уж говорить о габаритах кузова в цифрах, то длина нового автомобиля по сравнению с предыдущим выросла более чем на 200 мм, ширина подросла на 30 мм, а высота, напротив, снизилась на 15 мм. В плечах стало просторнее, а что касается высоты, то над головой седоков по-прежнему остается изрядный запас до потолка, хоть цилиндр надевай. Заметно увеличился и багажник. Даже несмотря на то, что под его полом теперь находится полноценная «запаска», а сам пол несколько приподнялся, его объем составляет немалые 506 литров. Причем эту самую «запаску» обрамляет пластиковый органайзер, в который кроме инструмента можно сложить еще и кучу необходимых мелочей. Багажником стало пользоваться не в пример удобнее, ведь теперь у него не распашная, а подъемная дверь, да еще и снабженная электроприводом, программируемым по высоте открывания. Открыть багажную дверь можно нажатием кнопки, в том числе и прямо из салона.

Багажник хорош по своим размерам, багажная дверь может быть снабжена электроприводом. Для мелкой поклажи предусмотрена штатная сетка

Ну, а теперь о самом главном. Мне, когда-то уже довольно давно, доводилось ездить на Toyota RAV4 с базовым 2-литровым двигателем и тогда еще 4-диапазонным «автоматом». То была очень спокойная и даже флегматичная по темпераменту машина. Но то, что я ощутил сейчас, в корне перевернуло мое представление о RAV4. Наша тестовая 2,5-литровая Toyota, оснащенная 6-диапазонным «автоматом» не просто быстро ездила, она чуть ли не летала! Казалось бы, 180 «сил» и 233 Нм «момента» двигателя – это неплохие, но далеко не рекордные для довольно крупного кроссовера данные. Но откуда что берется: с ними RAV4, с немалой снаряженной массой округленно в 1700 кг, летает как перышко, а ведь у нас в салоне кроме водителя сидят еще два больших мужика, т.е. еще почти +200 кг! И все равно: быстрый старт, быстрый набор высокой скорости и, при необходимости, очень надежное торможение. Мой «домашний» кроссовер пусть даже и еще быстрее, и мне вполне понятно почему. В нем после «чиповки» блока управления турбомотора ровно на 100 «лошадей» больше, чем у нашей Toyota. Резвое ускорение на нем достигается за счет взрывной мощи турбомотора, а у RAV4 такого «злого» агрегата под капотом нет, но едет он лишь немногим медленнее. У него это получается как-то очень легко и непринужденно, будто само собой, и в паспортные 9,4 секунды до «сотни» не веришь, по ощущениям, это происходит быстрее. Остается только предположить, что первые передачи его «автомата» нарезаны очень «коротко», они быстро «выкручиваются» до отсечки тахометра и позволяют быстро стартовать. Скорее всего, так и есть, причем даже в таком интенсивном режиме разгона передачи меняются довольно плавно, без рывков. А вот при «кикдауне», т.е. принудительном переходе «автомата» на пониженную передачу для хорошего ускорения, он немного «тупит», пауза перехода занимает больше времени, чем этого хотелось бы – явление довольно распространенное даже для самых современных агрегатов. Не забыл я оценить и экономичность движения на высшей передаче. Здесь все нормально: при скорости 120 км/ч на 6-й передаче стрелка тахометра замирает не выше отметки в 2500 оборотов в минуту – это очень хороший результат, движение на такой скорости получается экономичным.

На высоте оказалась и управляемость, причем, даже с учетом того, что подвеска автомобиля довольно мягкая. Электроусилитель дает совершенно адекватное усилие на руле, будто рулежке помогает старая добрая «гидравлика», а сам руль «короток» и делает от упора до упора лишь 2,7 оборота. В который раз отмечаю для себя, что производители наконец-то научились настраивать как надо ранее «своенравные» электроусилители. Плавность хода тоже хороша: кузов очень неплохо «развязан» по дороге, а некрупные ямки подвеска «глотает» без звука. Так что, езда на RAV4 оказалась не только динамичной, но еще и комфортной.

Не забыли мы полазить и по сугробам. Toyota RAV4 хоть и чистой воды паркетник, но кое-какие внедорожные возможности у него имеются. Особенно если нажать «волшебную», спрятанную под рулем кнопочку блокировки центрального дифференциала. Тогда машине покоряются любые сугробы высотой не больше заявленного для нее дорожного просвета в 197 мм. Глубже идти не стоит, высока вероятность просто сесть на днище, тогда и никакие блокировки не помогут. Глубже мы и не пошли, тем более что у нас с собой не было не только троса, но даже и лопаты. Но все же в этом сугробе я отметил для себя одну особенность автомобиля: RAV4 отказывается буксовать даже в рыхлом снегу. Хотели мы пустить снежную пыль из-под колес для эффектного кадра, а антипробуксовочная система TRC не дает. Когда днище уже практически легло на снег, машина просто перестала двигаться вперед, но не буксовала. Это будет полезно для блондинок и новичков за рулем: при случае, машина сама не даст им зарыться по уши в снегу, песке или грязи.

Все по автомобилю вроде бы благостно, но цена... Наш тестовый Toyota RAV4 в «максималке» стоит практически ровно $50 000! И при этом мы говорим пусть и о престижном, но все же о народном бренде, не входящем в перечень «премиум». Для этого у японцев есть Lexus. С нынешними ценами, видимо, уже ничего не поделаешь, придется привыкать. Производители уже очень давно с каждой новой моделью переписывают прайс-листы в сторону увеличения, равняясь друг надруга, и когда эта «гонка вооружений» закончится – неизвестно. Оправданием для такого ценника я бы мог выдвинуть лишь следующее: после двух подряд проведенных тестов новых моделей Auris и RAV4 стало понятно, что Toyota перестала выпускать только надежные и комфортные машины, по всему видно, что теперь они обладают еще и заводным характером. При таких ходовых данных RAV4 уже нельзя назвать «женским кроссовером», на что, кстати, очень надеются производители, нескрывая, что рассчитывают наувеличение числа мужчин среди покупателей.

+
- отличные динамические качества
- хорошая управляемость
- хорошая плавность хода и звукоизоляция
- вместительный салон и багажник
- репутация технически надежной марки
-
- некоторые огрехи эргономики
- высокая цена

 

Яндекс.Метрика