Toyota RAV4: вечный "рафик". Тест-драйв.

Журнал "Иномарка", июль-август 2010г. Автор: Михаил Бахарев, Иван Кошуринов. Фото: Иван Кошуринов. http://www.inomarka.nnov.ru/

Редакция благодарит автосалон «Тойота Центр Нижний Новгород» за предоставленный автомобиль.

Если взять за точку отсчета момент появления на российском рынке иномарок (собственно, до их появления автомобильного рынка-то у нас и не было), то кажется, что Toyota RAV4 на нем присутствовала всегда. Именно этот автомобиль открыл класс «паркетников», намного опередив своих нынешних японских и европейских конкурентов. На самом же деле, сегодняшняя новинка – это всего третье поколение давно любимых «рафиков», и это уже второй его рестайлинг. Машина с первого своего поколения пришлась «ко двору», благодаря своей универсальности, быстроте, комфорту и надежности. Успех появления на рынке RAV4 был настолько очевиден, что сейчас, наверное, нет ни одного известного бренда, не имеющего в своем модельном ряду автомобиля, подобного «рафику». И это лишь начало: паркетники всех мастей – это наиболее активно развивающийся сегмент во всех странах мира, включая нашу. Их много, но попросите любого автовладельца навскидку назвать трех представителей класса кроссоверов – и среди названных наверняка окажется Toyota RAV4.
 

 

Справка
Цена базовых версий: 899 000 – 1 385 000 руб.
Самый доступный RAV4 в комплектации «стандарт» – переднеприводный, с двухлитровым 158-сильным двигателем и механической коробкой передач, стальными колесными дисками и полиуретановым рулем. Зато с кондиционером, подогревом сидений, электростеклоподъемниками и полным набором систем активной безопасности, включая «стабилизацию». Полноприводные кроссоверы дороже минимум на 89 тысяч рублей с «механикой» и на 137 тысяч – с вариатором Multidrive.
Автомобили в комплектации «Комфорт» оснащены лучше: легкосплавные колеса, руль с кожаной отделкой, климат-контроль, датчики дождя и света, парктроник. Но и стоят дороже аналогичных версий в «стандарте» на 119 тысяч рублей. Так что RAV4 с вариатором в комплектации «Комфорт» стоит уже 1 155 000 рублей.
Комплектация «Элеганс» доступна лишь для автомобиля с вариатором и подразумевает наличие кожаного салона с электрорегулировками водительского сидения, а также бесключевой доступ. Доплата за них – 78 тысяч рублей. Комплектация «Престиж» добавит навигацию с жестким диском и выведет цену RAV4 с двухлитровым мотором и вариатором на 1 290 000 рублей.
Кроме того, как и прежде, доступны длиннобазные автомобили с 2,4-литровыми двигателями и 4-ступенчатым гидромеханическим «автоматом». Их рестайлинг не коснулся: внешне эти автомобили отличаются от того, на котором ездили мы. Комплектации две: «Комфорт Плюс» и «Престиж Плюс», – отличия от одноименных «двухлитровых» в релингах на крыше и расширителях колесных арок. Доплата за более мощный двигатель и длинную базу составляет 105 тысяч рублей в «комфорте» и 95 тысяч – в «престиже».
К цене каждого автомобиля придется прибавить 13 тысяч рублей за цвет «металлик» и 19 тысяч – за «перламутр».
Гарантия на автомобиль 3 года или 100 000 км.
 
 
Михаил Бахарев
 
Старый — новый бестселлер
Наверное, бессмысленно подробно описывать внешность современного Toyota RAV4 – она известна каждому, кто хоть раз смотрел по сторонам на улице. Нынешний рестайлинг чуть изменил ее, осовременив некоторые элементы, прежде всего передок. В целом кузов остался интересным и однозначно узнаваемым. Дизайнеры снова обошлись без излишеств и вычурных элементов, исполнив RAV4 классически строго. Строгости тестовому автомобили добавляет и, как я его теперь называю, «тойотовский» цвет – серебристый. Все испытанные нами автомобили этой марки за последние несколько лет были именно такими. Эх, так и хочется взять банку с яркой краской, кисточку и... добавить эмоций.

 

«Треугольник» дверной ручки – по-прежнему одна из самых ярких деталей интерьера RAV4

Двойной «бардачок» удобен – верхнее отделение идеально создано для мелочевки.

 

 
Но эмоции – они внутри. В отделке салона можно посетовать разве что на использование жесткого пластика, которым отделаны передняя панель, щиток приборов, консоль, тоннель и даже двери. Увы, но таковы современные «правила игры». Тем не менее, скучной отделку «рабочей зоны» не назовешь: на панели и консоли пластик разнофактурный, некоторые панели опять же «посеребрили», а двери местами отделали перфорированной кожей. Кожа, кстати, очень добротная, хорошей выделки и не скользкая. Обтянутые ей сиденья дружелюбно принимают седоков, а, пусть и минимальная, перфорация поможет не прилипать к креслам в жару. Впрочем, о какой жаре я говорю? Наш «рафик» – автомобиль современный и снабжен двухзонным климат-контролем, который легко «достреливает» с передней панели до задних сидений. Из «развлечений» на втором ряду – только стеклоподъемники, раздельная для двух сидений возможность перемещения вдоль салона и регулировка наклона спинки. Нет, есть еще одна совершенно неожиданная для меня «фишка»: средний подлокотник заднего ряда оказался «сквозным» и, опустив его, вы можете залезть рукой в багажник, ну, скажем, за термосом с чаем в дальней дороге.
 

Водительское сиденье рассчитано на некрупных седоков – им будет комфортно. Рослым не хватает диапазона регулировки по высоте.

Второй ряд достаточно просторен, вдобавок сиденья регулируются в продольном направлении.

 
Но вернемся вперед. Здесь, конечно, интересней и, если продолжить разговор о «емкостях», заняться есть чем: кармашки, выемки под бутылки в дверях, подстаканники, боксы, полочки, очечник. Бардачок и вовсе двойной: верхний, открывающийся нажатием на крупную «механическую» кнопку – для бумаг, а нижний – охлаждаемый – для всего остального. Но это все есть почти в каждом автомобиле, а вот такой крупный навигационный русифицированный цветной дисплей, венчающий центральную консоль, в автомобилях, собранных для России, еще поищешь. Для Toyota RAV4 он идет в «верхних» комплектациях «Престиж» и «Престиж Плюс» и дополнен штатным жестким диском для загрузки карт или «музыки». Жаль, но звук аудиосистемы меня не поразил, хотя при наличии развитой «мультимедии» рассчитываешь на это.
 

Даже когда шины уже вовсю скользят, RAV4 практически не кренится – это положительная сторона жесткости подвески. Зато видно, как сильно «подламывается» нагруженное переднее колесо – это вносит в управляемость неоднозначность реакций.

 
Но самые дорогие комплектации редко делают «погоду», важнее то, что даже «в базе» оснащен RAV4 неплохо. На борту полный набор оборудования, отвечающего за безопасность, включая активные системы безопасности, включая подушки безопасности – даже водительскую коленную! А руль, – об этом руле нельзя не сказать отдельно: он пухлый и хваткий, малого диаметра, да еще и по-спортивному подрезан снизу. Стильно, и я удивлен, почему на нем не стоит эмблема какого-нибудь именитого производителя тюнинговых компонентов, например «momo». Но тот же руль, увы, имеет слишком малые диапазоны регулировки, и для меня, человека высокого, его верхнее положение оказалось все равно слишком низким и посадка напоминает «автобусную»: «баранка» находится не на уровне плеч, а чуть ниже груди.

 

Регулировка угла наклона спинки – полезная штука, но самое вертикальное положение пригодится разве что детям.

Если подвинуть сиденья второго ряда вперед, образуется вот такая ниша – потерянные вещи нужно будет искать именно в ней.

 
Водительское кресло пришлось по фигуре, но оно как-то уж слишком навязчиво заботится о моей осанке. А, вот в чем дело: мой более стройный коллега «надул» кнопкой поясничный валик сиденья. Я за долгие годы привык сидеть за рулем по-возможности как удобно, а не как положено – верну-ка я все электрорегулировки назад. Теперь зеркала.., только на привычном месте на двери блока управления не оказалось, нашелся он на центральном тоннеле рядом с подлокотником. Непривычное расположение: словно машину этим блоком дооснастили вне конвейера. Дальше все «на автомате»: модная ныне кнопка Start пускает двигатель, селектор «коробки» ставлю в режим Drive, и 2-литровый бензиновый двигатель («младший» из двух, устанавливаемых на RAV4) плавно сдвигает кроссовер с места. Старая 4-ступенчатая АКПП наконец-то заменена на современную бесступенчатую трансмиссию, вариатор Multidrive S, и это главный в техническом плане результат нынешнего рестайлинга. По первым впечатлениям, тяги 2-литрового двигателя будет достаточно большинству водителей. Он честно работает, что называется, «на свой объем», а бесступенчатая трансмиссия обеспечивает абсолютную плавность движения в продольном направлении. А если говорить о комфорте «по вертикали», то здесь RAV4 несколько удивил меня жесткостью подвески, особенно задней. На плохом асфальте на кузов передаются резкие толчки и звучные удары, что не стыкуется с философией Toyota, подразумевающей комфортную езду. По крайней мере, это самая жесткая подвеска, которая мне встречалась на машинах этой марки. Придется поискать асфальт получше, а заодно и попробовать режим Sport, активируемый нажатием кнопки. В нем вариатор держит более высокие обороты двигателя, и это положительно сказывается на динамике разгона, чего не скажешь об акустическом комфорте в салоне: низкий рык двигателя настойчиво проникает в салон. Но ничего, звук не слишком навязчив, зато езда «на всю педаль» доставляет удовольствие, и можно даже «поиграть в гонщика», переключая в ручном режиме псевдопередачи лепестками за рулем.
 

Широкие серебристые каемки шкал смотрятся простовато по нынешним временам. Спасает ситуацию «оптитронная» подсветка: никаких проблем с читаемостью и дизайном.

 
Рассуждая с позиций потенциального покупателя обновленного RAV4, я бы в первую очередь порадовался цене покупки – абсолютно адекватной для столь именитой модели. Традиционно расстроил бы небольшой, по сравнению с конкурентами, «тойотовский» межсервисный пробег в 10 тысяч километров. А если вспомнить о невысокой плавности хода машины, то справедливости ради скажу, что это далеко не первый кроссовер из последних мною опробованных с такими характеристиками. Это становится нормой, и винить тут нужно не машину, а наши дороги.
 
 
Иван Кошуринов
 
Тем, кто сомневается
Для меня наличие у «Тойоты» модели RAV4 всегда было загадкой. Как будто делала ее какая-то своя, не-тойотовская команда, которой запретили общаться с коллегами по концерну и перенимать их усредненно-вечные ценности. Этой команде не нужно было создавать автомобиль, который понравится всем – от главы семьи до главы корпоративного автопарка в сто машин, – и они создали самую веселую и радужную «Тойоту», которая только существует. И первый, и второй, и третий RAV4 образца 2005 года спутать с другими «Тойотами» снаружи было невозможно, – а уж внутри и подавно. Вдобавок, как и все «Тойоты», RAV4 крайне неохотно теряет в цене, делая ручкой неписаным правилам рынка и владельцам других автомобилей. Взглянем в газету бесплатных объявлений: в Москве за пятилетний «рафик» второго поколения просят более 700 тысяч рублей. Это значит, что за пятилетку автомобиль потерял треть стоимости, в то время как другие ухитряются сделать это за пару лет. Поэтому я не удивляюсь «десятитысячному» интервалу ТО у «рафика» – все равно те деньги, что владелец тратит сейчас, вернутся к нему при продаже. Каким бы мультяшным ни казался RAV4 внешне, его покупка – это серьезное и взвешенное решение.
 

При посадке назад можно не беспокоиться за сохранность головы, но, чтобы не обтереть брюками крыло, придется постараться.

Хотя, о какой мультяшности можно говорить сейчас, когда в RAV4 солидности – на каждый рубль, что он стоит? Передняя оптика в стиле Corolla и Camry, новый бампер, высокий капот, увенчанный массивной радиаторной решеткой. Кроме безопасности пешеходов и лучшей оценки краш-тестов EuroNCAP, новый капот позволяет водителям невысокого роста чувствовать себя увереннее при маневрах, потому что передняя кромка видна с водительского места. Но мне-то с ростом за метр восемьдесят капот и раньше прекрасно было видно, так что, как и коллеге, хочется посетовать на посадку: высоковато и явно не рассчитано на рослых мужчин. Но я не буду кривить душой и говорить, будто RAV4 мне не по размеру: он в самый раз! Радует графикой дорогущая (не относительно других, а сама по себе) навигация, красные стрелочки-иголки ползают по серебристым полям вокруг приборных шкал, разномастные «кругляши», в которые вписано управление «климатом», напоминают воздушные шарики. «Позитифф!», – так можно охарактеризовать RAV4, это если на секундочку вспомнить современный новояз.
 

Штатная навигация знает о крупных улицах и развязках, но Березовая Пойма и другие «мелкие» дороги для нее – темный лес в прямом смысле слова: область залита сплошным черным цветом.

А если по-старому, по-привычному? По дорогам и без них? На входе в быстрый поворот RAV4 ведет себя нейтрально – «рулится» он, как и прежде, прекрасно. Руль делает меньше трех оборотов от упора до упора, и каждый градус поворота – это четко понятное отклонение управляемых колес от «нуля». Мы укатываем один и тот же поворот, воображая себя новичками на трассе: вот сейчас переборщим с газом на входе. А в следующий раз «испугаемся» и резко бросим педаль на дуге перед несуществующей опасностью. Попытки тщетны: во-первых, управляемость у «рафика» образцово нейтральная, во-вторых, система стабилизации не хочет «отпускать» автомобиль полностью даже после полуминутного нажатия на соответствующую кнопку. Отключается только антипробуксовочная система – видимо, для того, чтобы побуксовать в снегу.
 

Ходы подвески у RAV4 – обычные для кроссовера, преимущество над легковыми автомобилями если и есть, то номинальное.

Снега в «плюс двадцать» мы не нашли, поэтому довольствовались твердыми покрытиями. Момент подключения электронноуправляемой муфты, что передает крутящий момент на задние колеса, не ощущается: даже если необходимо «с места в карьер», то есть в крутую горку, буксуют на песке обе оси разом. «Блокировка», то есть принудительное замыкание муфты, сейчас не пригодится: при диагональном вывешивании, когда одно из колес болтается в воздухе, полный привод RAV4 все равно бессилен. А когда мы забирались на холм для эффектного кадра ходом, момент вывешивания колеса отозвался гулким ударом предельного хода отбоя – безболезненно, но страшно! Короче, на RAV4 не стоит играть в героя – как и на любом другом кроссовере.
 
"+"
- удачно обновленная внешность
- отличный вариатор на двухлитровой модификации, знакомый по моделям Avensis и Verso
"—"
- Непривычно жесткая для Toyota подвеска
- Ограниченные диапазоны регулировки руля и водительского сиденья
 
Не так давно коллега прислал мне ссылку – на одном из интернет-форумов поклонников немецкой премиальной марки обсуждали выбор автомобиля. Автор вопрошал – что мне предпочесть? – перечислив полтора десятка марок и моделей, между которыми выбирает. То не то, и это не это… Где-то в районе второй сотни сообщений прозвучал спасительный рецепт: «Слушай, для таких как ты, кто сомневается, есть Тойота!». Вот уж точнее и не скажешь про RAV4. Можно не переживать, что какая-то дисциплина окажется провальной, можно не переживать о том, что автомобиль «не поймут» друзья и знакомые. Можно не переживать, что потеряешь деньги. А что, хороший девиз хорошему автомобилю: «Toyota RAV4 – для тех, кто сомневается!».
 

Технические характеристики (данные завода-изготовителя)

 

2.0 (короткая база)

2.4 (длинная база)

Двигатель

Бензиновый, рядный, 4-цилиндровый, 16-клапанный, поперечно расположенный

рабочий объем, куб. см

1987

2326

максимальная мощность, л. с. (об/мин)

158 (6200)

170 (6000)

максимальный крутящий момент, Нм (об/мин)

198 (4000)

224 (4000)

Коробка передач

механическая, 6-ступенчатая (бесступенчатый вариатор)

автоматическая, 4-ступенчатая

Размеры, мм.: длина

4445

4625

ширина

1815

1855

высота

1685

1720

колесная база

2560

2660

Подвеска: передняя

независимая, пружинная, McPherson

задняя

независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах

Тормоза: передние

дисковые, вентилируемые

задние

Дисковые

Масса снаряженная/полная, кг*

1500-1555(1550-1645)/2070(2110)

1690-1710/2100

Максимальная скорость, км/ч

185

180

Время разгона до 100 км/ч, с

10,2, (11,0)

10,6

Расход топлива, л/100 км: городской цикл

9,4 (9,5)

12,6

загородный цикл

6,2 (6,4)

7,9

смешанный цикл

7,4 (7,5)

9,6

Объем топливного бака, л

60

* – вне скобок данные для переднеприводной версии с механической коробкой передач, в скобах – для полноприводной версии с вариатором

 
 
 
Яндекс.Метрика